War Front: Turning Point (обзор)
Если бы не было Red Alert, его нужно было бы придумать. Больно уж удобные и колоритные сюжеты идут в голову, стоит только представить себе шахматную доску истории без фигуры Гитлера…
История позволила бесноватому фюреру поднять германскую промышленность и завершить внутреннюю консолидацию страны, но приступить к геноциду и хаотическим метаниям между театрами военных действий Гитлер уже не успел — его убрали.
В Германии чехардой сменяются военные диктаторы, что неудивительно при явном переизбытке высшего командного состава, нацисты проводят более осторожную и последовательную политику, успешно вторгаются на Британские острова и благополучно их захватывают, после чего война переходит в позиционную фазу. Экономика Германии не страдает от беспрестанных авианалетов, наука развивается высокими темпами, военная промышленность крепнет, и комариные укусы повстанцев из британского и французского сопротивлений не могут помешать этому. Даже массированный американский десант в Англии на 1000-й день немецкой оккупации Лондона не приводит к ощутимым последствиям для Рейха. Германский орел все так же держал бы в своих когтях всю Европу, если бы не появление нового претендента на мировое первенство… Империя Зла, Красная Угроза — неприятели придумали много ярлыков, но я думаю, можно ограничиться классическим изречением: русские идут.
Нашу страну обидели. Венгры не простили подавления Будапештского бунта 50-летней давности. Поэтому Советский Союз в списке кампаний не значится. Все это весьма доходчиво иллюстрирует расхожий славянофильский тезис о том, что план Барбаросса представлял собою поход объединенной Европы на Восток под главенством Гитлера и нацистов. Здесь Гитлера нет, да и нацисты не особо звероподобные — как раз такие, каких наши бывшие союзники готовы были бы принять. Именно поэтому недавние антагонисты (американцы поначалу рассердились на немцев, за то, что те захватили их Англию) сплетаются в нежных объятиях, а вот Красная Армия представлена в виде неприятных и неопрятных иванов, которым лучше бы никогда не соваться в ухоженную и чистую Европу…
В общем, сюжет у игры не в меру глуп и одновременно кинематографичен. С полпинка понятно, что так не могло быть, что нарушены все причинно-следственные связи, кроме вовсе уж примитивных (на уровне инстинктов и безусловных рефлексов), но, тем не менее, не бросаешь игру. Участвуешь в развитии сюжета, и — вот удивительно! — иногда даже сочувствуешь главным героям, отправляя в рот тонны сухарей и попкорна и восхищенно щелкая языком при особенно смачных спецэффектах. Качество, государи мои!
Войска собраны с миру по нитке, и в «War Front» плечом к плечу воюют реальные юниты типа советского легкого танка Т-70 и вымышленные научно-фантастические, как то огнеметчики с реактивными ранцами, танки, стреляющие хладагентом, и «огромные человекоподобные боевые роботы». Особенно отличились разработчики, выдумывая войска РККА. Комиссары в пыльных шлемах — это понятно. А вот крайне «оригинальный» юнит Vodka Dealer вызывает смешанную гамму чувств. Удивления. Возмущения. Злобы. Впрочем, потомки гуннов, скорее всего, мстят за свой прогиб в годы Великой Отечественной, когда они, униженно кланяясь и повторяя бессмысленный набор слов типа «дружба, балалайка!», подносили уставшему красноармейцу стаканчик горячительного. С больной головы на здоровую, в общем…
Участвуют в боевых действиях и герои. Герои как герои, ничего примечательного: то же наглое несоблюдение субординации и крайний индивидуализм, то же стремление к росту над собой и набору необходимых скиллпойнтов. Запомнился прилизанный обер-лейтенант Хелльман, которого в мирное время наверняка прихватит радикулит — уж больно громоздкую и тяжелую базуку таскает он на своей могучей спине. А вот полковник Линч и вся его франко-британская шатия в сравнении с белокурыми бестиями выглядят бледно и даже, не побоюсь этого слова, немощно. Что уж говорить про сборную СССР, в которую призвали даже орков (это я про неприятного лысого парня Леху Михайлова, который попортит союзничкам немало крови)…
Справедливости ради, стоит отметить, что парк техники обширен, продуман, сбалансирован и даже упомянутая экзотика, как ни странно, приходится совершенно в тему. Воевать с помощью этих порождений человеческого гения интересно, поэтому хочется опробовать в деле каждый юнит. Наконец, все они красиво прорисованы (с некоторыми оговорками, например, бронетехника союзников явно подкачала), и от одного созерцания мира игры получаешь столь редкое ныне эстетическое удовольствие.
Графика радует глаз. Практически все игровые модели — от юнитов до зданий (а бoльшая часть нейтральных зданий разбита на множество частей, и для каждой прорисована своя анимация) — выглядят настолько аккуратненько, чистенько и причесанно, что хочется расцеловать художников и вручить им какой-нибудь переходящий вымпел, ибо графика в War Front, пожалуй, лучшая в сезоне. Очень неплохи спецэффекты: дымы, вспышки, всполохи разрывов весьма реалистичны. Деревца падают, танковые корпуса (конечно же, корпуса сгоревших танков, а не боевые соединения) навсегда украшают собой местность. Битвами откровенно любуешься, а некоторые особо понравившиеся скриншоты хочется распечатать и повесить на стенку в рамочке. И даже то, что танки взрываются точно цистерны, доверху налитые нитроглицерином, не портит общей картины. Это попросту красиво. Видеоролики увлекательны, сделаны на совесть, роскошно (может быть, чуть попсово — это к вопросу о пылающих танках и излишнем упоре на «голливудские страсти») и щедро рассыпаны по всем кампаниям умелой рукой мастера, в общем, не надоедают долгое время.
Игра реалистична. Настолько реалистична, насколько вообще может быть реалистична RTS, ориентированная на широкие массы. Здесь есть шкала жизни, но она во многом условна: пехота послушно гибнет под пулеметами (целыми толпами, иногда из-за этого воспитывать бойцов нецелесообразно), танки стабильно сгорают под струями огня и теряют запчасти под залпами «катюш». Да и бои ведутся соответственно своим масштабам: в поединках на узких улочках городов пешие бойцы с фаустпатронами наперевес вполне могут подолгу удерживать перекресток от недоуменно поводящих башнями танков, казалось бы, столь грозных и мощных, согласно своим ТТХ. Но и защитники немедленно исчезнут, когда налетит авиация или же грянет залп-другой артиллерия, — это опционально, поэтому игроку следует, как минимум, обращать внимание на такую ерунду как баланс и смешанность подразделений. Не уповать на них, понятно, но хотя бы поощрять взаимодействие родов войск.
Одни лишь только герои поразительно стойки (и воскрешаемы, вдобавок), но это всего лишь дань жанру — в конце концов, если ничего не украсть из третьего Warcraft (интерфейс не в счет, это уже общее место), то что это вообще за стратегия?
War Front вызывает сильные, невероятно сильные ассоциации со всей серией Red Alert. Здесь и привычная (о-хо-хо, грехи наши тяжкие!) демонизация русских, и галлюциногенная окраска юнитов, и местные харвестеры, приносящие по 700 у.е. за раз, да и вся атмосфера классических RTS, ведущая свое начало от бабушки C&C, навевают приятные воспоминания и заставляют всерьез думать, что напрасно Иосиф Виссарионович ограничился танковым заездом на пол-Европы, ведь в его досягаемости было еще ровно столько же — вплоть до побережья Атлантического океана…
War Front накладывает на несчастного игрока ряд традиционных ограничений, создает проблему, разрешая, правда, с грехом пополам из нее выпутаться. Например, вешние воды равно недоступны для всех подразделений, находящихся под нашим контролем, зато в числе вспомогательных юнитов есть особенная инженерная машина, позволяющая чинить мосты. Ну да, усмехнется кто-то, под ураганным огнем окопавшегося на том берегу противника. Но это уже никого не волнует — придется, товарищи, придется… Новомодного режима прямого управления в игрушке нет, вернее, он сильно ограничен. Напрямую игроку подвластны исключительно оборонительные сооружения типа турелей. Конечно, никакого эффекта такое самоуправство не дает, да и во время неприятельской атаки на базу всегда есть чем другим заняться, но иногда, в минуты затиший, можно чуть-чуть развлечься и пострелять по сослепу забредающим в наш стан вражеским подразделениям…
Наконец, одно из весомых достоинств игры — наличие хорошо проработанной паузы. Разработчики отлично представляли, как будет захватывать игрока их детище, и оставили ему возможность поучаствовать и там, и сям, к нашему вящему удобству и удовольствию. Хорошо!
Нашему вниманию предложена качественная игра. Не ширпотреб вроде «Maelstrom», не элитарный изыск для всепланетных шахматистов производства Battlefront. Просто аккуратный, не большой, но и не маленький продукт, отличный подарок, на который набросятся юные любители компьютерных игр, обожающие все яркое и модное. Но и бывалые стратеги не станут воротить нос от War Front: Turning Point (хотя ироничная усмешка не будет сходить с их лица в продолжении всей игры), а спокойно и деловито пройдут ее за пару вечеров. Игра не держит в напряжении, расслабляет, наконец, отвечает вкусу публики, а стало быть, вполне достойна оценки в 7,5 баллов.